В.В. Егоров, д.ф.н., профессор,
г. Екатеринбург


ОБРАЗНЫЙ РЕСУРС ИЗМЕНЕНИЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА


    Ни один политический строй, режим не в состоянии выстоять и укрепиться, если он не опирается на собственный образный мир культуры. Опорные об-разы сознания, мироощущения людей формируются прежде всего стихийно, но кроме этого и директивно или путем неявного направления структурами вла-сти творческого процесса. Утверждается эталонный облик общества, его насы-щенный символикой рекламно-пропагандистский образ. Иногда он призван ас-социироваться в массовом сознании с приближающимся осуществлением веко-вой мечты человечества, с неким возращением народов к истокам мировой ис-тории и культуры, но на качественно новом уровне.
    Менталитет общества как стиль мышления, способ миропереживаниия его членов формируется, воспроизводится в основном под влиянием зримых «те-лесным» и «духовным» взором наглядно-чувственных образов. Нельзя считать его трансвременным, нерушимым. При всей своей константности менталитет страны, народа может изменяться, в том числе и кардинально.
Образный мир наступающей эпохи возникает, говоря метафорически, как некий эйдос, мелос, космос из вихревых потоков мирового хаоса, и роль твор-ческого фактора здесь необычайно велика. Удержать и развить, одеть в некие алгоритмы и конкретные образы-облики, в художественные образы эти объективные и интерсубъективные импульсы новой жизни не упустить в дальнейшем уже найденного – вот задача провозвестников и последователей, приверженцев новой эпохи, при их участии перерастающей в определенный образ жизни. При участии художественной культуры, ее крупнейших мастеров формируется внешний и внутренне-сокровенный мир общества.
    В противоположность позиции О. Шпенглера, согласно которой всякая эпоха умирает лишь тогда, когда ее душа осуществляет полную сумму своих возможностей, исчерпывает свой ресурс, берем на себя ответственность утвер-ждать, что при наличии некоторых неблагоприятных факторов общественная система или даже целая эпоха может прежде-временно погибнуть, сойти с мировой сцены, далеко не исчерпав своих жизненных сил.
    Поддерживать, воспроизводить определенную культурную « голограмму» социума несравненно легче, чем открыть ее первоначально. Но и на поддержание имеющегося нужны не малые усилия, талант. Утрата катарсичности опре-деленного общества, его культуры – проблема философского масштаба и в данном плане постижение особенностей сознания, подсознания людей крайне важно. Эту важность в полной мере всем нам еще предстоит понять.


    Егоров В.В. Образный ресурс изменений жизни общества // Философия и будущее цивилизации: Тез. IV Российского философского конгресса. Т. 5.
Москва: МГУ, 2005. С. 437.